пятница, 18 декабря 2015 г.

«ЛИКВИДАЦИЯ СЕЛЬСКИХ СОВЕТОВ ОБУСЛОВИТ ДАЛЬНЕЙШУЮ ДЕГРАДАЦИЮ СЕЛ...»

АКТУАЛЬНО


ЗАЯВЛЕНИЕ

Политисполкома Социалистической партии Украины

 по поводу Закона Украины «О добровольном объединении территориальных громад»


Руководство Украины не устает говорить о необходимости децентрализации  власти, как одного из ключевых инструментов создания полноценной жизненной среды для каждого гражданина Украины по стандартам развитых стран мира.
Одним из первоочередных этапов реализации такой политики называется экстренное исполнение Закона Украины «О добровольном объединении территориальных громад».


Социалистическая партия Украины последовательно отстаивает свои программные принципы по децентрализации власти, наделению представительских органов местного самоуправления реальными полномочиями и ресурсами, что обеспечит решение насущных проблем самоуправляемых громад в рамках Европейской Хартии местного самоуправления.
Вместо этого принятый Верховной Радой Украины Закон «О добровольном объединении территориальных громад» имеет недостатки, которые, по сути, исключают достижение провозглашенной цели демократических преобразований в интересах европейской перспективы Украины и ее народа.
Назовем только отдельные из них.
1. Закон «О добровольном объединении территориальных громад» передусматривает ликвидацию районного деления Украины.
Инициаторы административно-территориальной реформы обнадеживают, что после формирования объединенных территориальных громад функции нынешних районных центров будут выполнять центры новых громад, что, вроде бы, приблизит публичные услуги к людям. Вместе с тем власть умалчивает, что в таком случае придется, как минимум, вдвое увеличить численность управленческого аппарата, а, соответственно, расходы на его содержание. И все эти расходы будет нести объединенная территориальная громада.
Более того, в статье 4 данного Закона, которая определяет основные условия добровольного объединения территориальных громад, говорится: «Качество и доступность публичных услуг, что предоставляются в объединенной территориальной громаде, не могут быть ниже, чем до объединения».
Но тогда возникает вопрос – для чего организовывается такое объединение, если качество и доступность публичных услуг могут остаться неизменными?
2. Результатом исполнения Закона «О добровольном объединении территориальных громад» станет ликвидация сельских советов, как субъектов местного самоуправления.
Их полномочия планируется передать советам объединенных территориальних громад. В селе ж останется единое должностное лицо местного самоуправления - староста. К тому же с не совсем четкими полномочиями, потому что, как сказано в законе, права и обязанности старосты, порядок его отчетности, другие вопросы, связанные с его деятельностью, определяются положением, которое утверждается советом соответствующей объединенной территориальной громады.
Значит, последствием ликвидации сельских советов станет отстранение жителей сел от принятия важных решений, сужение демократических принципов функционирования органов местного самоуправления.
Не стоит также забывать, что на сегодняшний день в юрисдикции территориальных громад находятся только земли населенных пунктов. При таких условиях после формирования объединенных громад абсолютно невозможно обеспечить повсюдность местного самоуправления на всей территории громады, как этого требует Европейская Хартия местного самоуправления.
Лишение громады контроля в сфере земельных отношений слишком опасно в ситуации, когда все громче звучат призывы внедрить свободный рынок земли.
Еще одна исключительно важная проблема, на которой следует сделать ударение. Ликвидация сельских советов обусловит дальнейшую деградацию сел, ведь центры нынешних сельских советов окончательно потеряют свою перспективу – точно так, как раньше это случилось с бывшими центрами ликвидированных районов, которые с больших поселков и городков превратились в типовые исчезающие сельские поселения.
3. Как один из главных аргументов инициаторы административно-территориальной реформы называют т.наз. самодостаточность новых территориальных громад, которая, будто бы, появится, как только состоится объединение.
Что Кабмин вкладывает в этот  термин?
В Методике формирования самодостаточных территориальных громад записано: «Самодостаточная территориальная громада – территориальные громады сел (поселков, городов), которые в результате добровольного объединения способны самостоятельно или через соответствующие органы местного самоуправления обеспечить надлежащий уровень предоставления услуг, в частности, в сфере образования, культуры, здравоохранения, социальной защиты, жилищно-коммунального хозяйства…».
Однако логически будет спросить: откуда у громады после объединения появятся средства, чтобы обеспечить предоставление перечисленных услуг, если сейчас у государства на все это финансовых ресурсов крайне недостаточно?
Ответа нет. Вместо этого есть основания предполагать, что таким образом власть хочет переложить все эти проблемы на новосозданные территориальные громады.
Определяющей проблемой местного самоуправления в нынешнем его виде является отсутствие у представительской власти, которую избирает местная громада, полномочий и ресурсов, необходимых для реализации своих первоочередных обязанностей – решение волнующих людей вопросов.
Выходом из этой ситуации может быть только кардинальное изменение системы власти, на чем делает ударение Социалистическая партия Украины. Именно с такой целью СПУ инициировала политическую реформу 2004 года, которая предусматривает ликвидацию государственных администраций, передачу их полномочий исполкомам, которые должны формироваться избранными местными советами.
Понятно, что реформирование системы власти требует внесения изменения в Конституцию, разработку и принятия целого ряда других законодательных актов, в том числе новых налогового и бюджетного кодексов, закона о выборах и т.п.
Избирать же органы местного самоуправления без изменения их полномочий – значит бездумно тратить миллионы государственных средств, которых сегодня и так катастрофически не хватает.
Вместо этого власть заявляет, что местные выборы обязательно сотоятся в октябре, а согласно Закона «О добровольном объединении территориальных громад» выборы депутатов советов объединенных территориальных громад и соответственно сельских, поселковых, городских голов будут объявляться областными советами одновременно с принятием решения о создании той или иной объединенной территориальной громады.
То есть, что не месяц-два – то и новые выборы…

Вместо административно-территориальных переделов сомнительного содержания, руководству Украины давно пора бы начать реальную – не на словах, а на деле – борьбу с коррупцией, должностными злоупотреблениями, разворовыванием государственного бюджета, в конце-концов, заняться реформами, которые обеспечат подъем национальной экономики, рост благосостояния и благополучия украинских семей.

Комментариев нет:

Отправить комментарий