1. Когда жители
населенного пункта становятся громадой фактически?
Когда
они по Конституции Украины понимают, что их объединяет не только общее
проживание на конкретной территории, но и общая собственность, они чувствуют
ответственность и осуществляют соответствующие действия.
2. Зачем создавать
территориальную громаду?
Согласно
ст. 140 Конституции Украины, местное самоуправление является правом
территориальной громады – жителей или добровольного объединения в громаду
жителей нескольких сел, поселка и города – самостоятельно
решать вопросы местного самоуправления в пределах Конституции и законов
Украины. Согласно ст. 143 Конституции Украины, территориальные громады села,
поселка и города непосредственно или через созданные ими органы местного
самоуправления управляют имуществом, которое находится в коммунальной
собственности; … устанавливают местные налоги и сборы согласно закона; создают,
реорганизовывают и ликвидируют коммунальные предприятия, организации и
учреждения, а также осуществляют контроль за их деятельностью; решают другие
вопросы местного значения, отнесенные законом к их компетенции.
3. Как громада может
чем-либо управлять или что-то создавать?
Согласно
ст. 169 Гражданского кодекса Украины, территориальные громады … могут создавать юридические лица публичного
права (коммунальные предприятия, учебные заведения и пр.) в случаях и в
порядке, установленных Конституцией Украины и законами; могут создавать юридические
лица частного права (предпринимательские общества и пр.), принимать участие
в их деятельности на общих основаниях, если другое не установлено законами.
Согласно ст. 327 Гражданского кодекса Украины: в коммунальной собственности
находится имущество, в том числе денежные средства, принадлежащие
территориальной громаде; управление имуществом, находящимся в коммунальной
собственности, осуществляют непосредственно территориальная громада и ею
созданные органы местного самоуправления.
4. Как громада
может чем-то владеть?
После
принятия Конституции Украины согласно с 142 статьей все движимое и недвижимое
имущество, доходы местных бюджетов, земля, природные ресурсы должны были
переданы территориальным громадам. А государство
должна была принимать участие в формировании доходов местного самоуправления,
финансово поддерживать местное самоуправление. Аналогично по Земельному и
Лесному кодексами Украины громада должна была стать собственником коммунального
имущества, в частности лесов и земель.
5. Почему
необходимо, чтобы территориальная громада приобрела статус юридического лица?
Согласно
ст. 316 Гражданского кодекса Украины, правом собственности является право лица
на вещь (имущество), которое оно осуществляет согласно закона. Согласно ст. 317
Гражданского кодекса Украины, собственнику принадлежат права владения,
использования и распоряжения своим имуществом. Согласно ч. 2 ст. 2 Гражданского
кодекса Украины, участником гражданских правоотношений является территориальная
громада. Согласно ст. 327 Гражданского кодекса Украины, территориальная громада
является собственником коммунального имущества. Поэтому как собственник она
может владеть этим своим правом только в качестве юридического лица. Согласно
ст. 87 Гражданского кодекса Украины, для создания юридического лица его
участники (основатели) разрабатывают учредительные документы, которые
оформляются письменно и подписываются всеми участниками (основателями).
6. Как решаются
вопросы деятельности территориальной громады?
Общее
собрание имеет право принимать решения по всем вопросам деятельности. Решения
общего собрания принимаются простым
большинством. Порядок созыва общего собрания определяется в учредительных
документах громады. Участники в количестве не менее 10% имеют право требовать
созыва общего собрания.
7. Как создать
территориальную громаду?
А.
Если возможным является проведение общего собрания жителей села/города в
количестве 50%+1, на этом общем собрании должно быть принято решение: о
создании территориальной громады, о принятии устава громады, об избрании
руководящих органов громады. Статус и тип руководящих органов регламентируется
малой конституцией громады – уставом. Взаимодействие с органом местного
самоуправления определяется уставом.
Б.
Если общее собрание жителей из-за значительного количества жителей или по
причине отдаленности околиц административно-территориальной единицы провести не
удается, можно воспользоваться правом собрания общественных представителей.
Каждый общественный представитель имеет подписной лист с паспортными данными и
подписями жителей, которые делегировали ему свой голос для решения конкретных
вопросов: создание громады, избрание руководящих органов громады и принятие
устава громады. По другим вопросам общественный представитель должен
возобновлять свои полномочия. С другой стороны, избранный Комитет общественных представителей как исполнительный орган
громады может иметь делегированные полномочия в соответствии с уставом.
8. Как избираются
члены Комитета общественных представителей?
Члены
комитета избираются на общем собрании громады. Комитет общественных
представителей – это члены громады села/поселка/города, которые добровольно и
на безоплатной основе изъявили желание работать на благо громады, жертвовать на
общественные потребности свое время, ум и труд, избранные на общем собрании
громады большинством голосов. Возглавляет комитет общественных представителей
территориальной громады Председатель территориальной громады или другое
избранное лицо.
9. Можно ли создать
громаду с привлечением депутатского корпуса действующего органа местного
самоуправления?
Депутаты
являются такими же возможными общественными представителями, как и любой другой
член громады. Если депутаты соберут подписные листы с делегированными
полномочиями, они могут исполнить функцию собрания общественных представителей
по созданию территориальной громады. В Комитет общественных представителей
уместно в такой ситуации стараться включить и граждан, которые не принадлежать
к депутатскому корпусу.
10. Может ли сельский/поселковый/городской
голова быть союзником общественных активистов в создании территориальной
громады?
Да.
Территориальная громада и ее полномочия являются наилучшим аргументом для сельского/поселкового/городского
головы, который защищает интересы
громады. Если сельский/поселковый/городской
голова желает любой ценой избежать контроля своих решений, он, очевидно, будет
противодействовать созданию громады.
11. Кто может быть
Председателем территориальной громады?
Председателем
территориальной громады может быть любой гражданин Украины, избранный общим
собранием территориальной громады. Председатель громады выбирать себе
заместителя и секретаря из числа членов комитета общественных представителей на
его заседании. В случае необходимости комитет общественных представителей может
привлекать к работе экспертов нужной специализации или специальности.
12. Имущество
территориальной громады.
Территориальной
громаде села/поселка/города принадлежит право собственности на движимое и недвижимое
имущество, доходы местных бюджетов, другие средства, землю, природные ресурсы,
предприятия, учреждения и организации, жилищный фонд, нежилые помещения,
заведения культуры, образования, спорта, охраны здоровья, науки, социального
обслуживания и другое имущество, и имущественные права, движимые и недвижимые
объекты, находящиеся в собственности территориальной громады, а также объекты
их общей собственности, находящиеся в управлении районных и областных советов.
Право
коммунальной собственности территориальной громады защищается законом на уровне
других субъектов. Объекты права коммунальной собственности не могут быть изъяты
у территориальной громады и переданы другим субъектам права собственности без согласия непосредственно
территориальной громады. (ст. 21, пп. 1, 2, 8 ст. 60
Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине»).
ВАЖНО: После создания территориальной громады в качестве
юридического лица, органы местного самоуправления наделены правом только
УПРАВЛЯТЬ имуществом, а не совершать по отношению к нему юридические действия.
13.
Хозяйственная деятельность территориальной громады.
Территориальная громада заключает соглашения с предприятиями,
физическими и юридическими лицами, которым может сдавать в аренду коммунальное
имущество, находящееся в собственности территориальной громады, получать
благотворительную помощь и задействовать ее для решения проектов в интересах
территориальной громады.
14.
Может ли членом громады быть житель, который не включен в списки избирателей на
конкретной территории?
Да, если он докажет, что является жителем конкретной территории
или владеет недвижимости. Эти вопросы стоит дополнительно раскрыть в уставе. Одновременно,
с целью упрощения регистрации устав рекомендуется делать минимальным по объему
страниц, с обязательным раскрытием вопроса собственности территориальной
громады.
15.
Примерный порядок созыва и проведения собрания территориальной громады.
Собрание созывается по предложению не менее трети от общего
количества граждан, проживающих в соответствующем населенном пункте. В случае,
когда собрание созывается органами самоорганизации населения, они информируют
об этом соответствующий совет или ее исполнительный орган. Местные советы и их
исполнительные органы содействуют общественным комитетам и органам самоорганизации
населения в подготовке и проведении собрания, предоставляют им необходимые
помещения. Собрание открывает и ведет председатель соответствующего Совета или
его заместитель, а в случае если собрание созвано по решению соответствующего
органа самоорганизации населения – руководитель этого органа. Для ведения
протокола избирается секретарь собрания. Для ведения собрания может избираться
президиум собрания. Собрание может выбирать также счетную комиссию. Повестка
дня и порядок работы собрания утверждается собранием. По рассмотренным вопросам
собрание принимает решения. Решения собрания принимаются большинством голосов
граждан, присутствующих на собрании, открытым или тайным голосованием и
подписываются председателем и секретарем собрания. По результатам собрания
составляется протокол, который подписывается председателем и секретарем
собрания. К протоколу собрания (конференции) прилагаются материалы регистрации
их участников (список граждан, присутствующих на собрании, с указанием их места
жительства или список представителей граждан соответствующих населенных
пунктов, а также решения органов самоорганизации населения о делегировании
своих представителей для участия в конференции).
По
материалам к методическому семинару общественного актива на тему: «Организационно-правовые
основы реализации конституционных прав территориальных громад»/Перевод с
украинского языка
Точка зрения Сергея МАНУЙЛЕНКО,
Первого
секретаря Волновахского районного комитета СПУ:
Надеюсь,
что данная информация сформирует у граждан, которые не разучились делать
правильные выводы, общее представление о
том, зачем нужна территориальная громада, и почему ее нужно создавать и
регистрировать в качестве юридического лица. Большинство жителей того или
иного населенного пункта не интересуется решением вопросов. Например, на
общественные слушания по вопросу объединения территориальных громад приходит
только малое количество людей. С юридической точки зрения мы вообще не являемся
членами громады, если не провели собрание, не утвердили Устав территориальной
громады, не осуществили других мероприятий, чтобы по Закону быть полноценными
хозяевами. И своей неорганизованностью позволяем властьимущим распоряжаться
нашей общей собственностью и указывать нам с Вами как «добровольно объединяться». Но громадам, чтобы получить
соответствующие полномочия, необходимо провести собрание, утвердить Устав
громады и зарегистрировать ее как юридическое лицо. Для этого нужно осознание
большинства жителей того или иного населенного пункта, что они ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ГРОМАДА, а не просто
население, которое можно как стадо «согнать» в «объединенную громаду» по
сценарию правящего режима, но без реальной поддержки местных жителей.
Жители села/поселка/города должны научиться сами решать: иметь им свою громаду
или с кем-то объединяться!!! Люди законно
и организованно должны заставить режим считаться с их правами и свободами! Это
непросто, но никто для нас ничего делать не будет! «Добрый барин» нам не
поможет!!!
Мы, Волновахские социалисты, заявляем: «ПРАВО И ВЛАСТЬ – МЕСТНЫМ ГРОМАДАМ!»
Мы, Волновахские социалисты, заявляем: «ПРАВО И ВЛАСТЬ – МЕСТНЫМ ГРОМАДАМ!»
Комментариев нет:
Отправить комментарий