вторник, 4 октября 2016 г.

Держи карман шире!

Держи карман шире!

Если разобраться, то именно работники здравоохранения и образования являются "зеркалом" социальной политики любой власти. Ведь они обеспечивают важнейшие гуманитарные потребности народа, а их работодателем является само государство.

НАША ПЕСНЯ ХОРОША, НАЧИНАЙ СНАЧАЛА
Как отмечает Госстат, уровень зарплат в бюджетной сфере является одним из самых низких в стране. В частности, работники сферы образования в среднем получают чуть более 3 тысяч гривен в месяц, а средняя зарплата медиков не дотягивает и до 3 ты-сяч. От себя добавим, что указанные величины – это "грязные" зарплаты. Кроме того, больше половины этих тружеников имеют гораздо меньше усредненных показателей, а после вычетов у них на руках вообще остаются "кошкины слезы".

Чтобы хоть как-то скрасить серые будни обнищавших украинцев, премьер-министр Украины Владимир Гройсман снова запел свою старую песню о том, что украинцы не получают за свой труд достойную зарплату. "Я считаю, и правительство считает, что труд украинцев недооценен. Мы должны предложить эффективную модель… Что касается достойной оплаты труда – такие шаги будут сделаны. Мы работаем над тем, чтобы кардинально увеличить доходы украинцев", - заявил он с трибуны парламента. Прав-да, на этот раз 1000 евро он уже не обещал, но все же анонсировал серьезные повышения зарплат бюджетникам.
Об эффективности предложенной модели можно судить хотя бы по росту такого важнейшего соцстандарта, как минимальная зарплата (это та "печка", от которой "пляшет" вся тарифная сетка бюджетников). Как известно, в декабре она должна повыситься с нынешних 1450 грн до 1600 грн, а к концу 2017-го еще 10,12% - до целых 1762 гривен. Таким образом, 1450 гривен – это "труд недооценен", а 1762 грн в конце 2017 года (учитывая непредсказуемую инфляцию) – это, по мнению Гройсмана, "достойная оплата труда для украинцев". И даже если допустить невозможное и поверить в прогнозы правительства на 2017 год об инфляции в 8,1%, то в этом случае реальный рост минималки составит жалкие 2%. Это и есть "кардинальное увеличение доходов украинцев"?
Но особо радужные перспективы премьер посулил нашим многострадальным медикам и работникам образования. Для послед-них положительные изменения должны начаться уже в ближайшее время. "Мы поддерживаем педагогов. Мы считаем, что в этом году мы должны начать процесс повышения заработных плат для украинского учителя", - заявил глава правительства.
По его словам, увеличение заработной платы педагогических работников общеобразовательных учебных заведений в среднем составит более 1400 гривен. При этом учитель высшей категории (12-й тарифный разряд) в декабре этого года будет зарабатывать 4813 гривен, а в январе 2017-го – 5708 гривен. В целом, работникам образования обещают добавить 30%, а медики в следующем году разбогатеют на 20%.

ХОТЬ ВРИТЕ ОДИНАКОВО
Правда, все эти оптимистические планы вдребезги разбиваются о заявления профильных министров. Так, почти одновременно с вышеприведенными заявлениями Гройсмана на эту же тему высказались его прямые подчиненные – министр соцполитики Андрей Рева и министр финансов Александр Данилюк. Последний в интервью Bloomberg откровенно заявил: украинцам, а особенно бюджетникам, придется еще туже затянуть пояса. Дело в том, что изначально в доходную часть госбюджета-2016 были включены доходы от приватизации (17 млрд. грн), от НБУ (38 млрд. грн) и от закона о спецконфискации (порядка 50 млрд. грн). Как известно, приватизация с треском провалилась, НБУ не дал ни копейки, а закон о спецкофискации депутаты так и не приняли, поэтому на данный момент в бюджете не хватает около 120 миллиардов. Следовательно, нужно включать режим жесточайшей экономии, который по устоявшейся традиции сведется к еще большему урезанию финансирования медицины, образования, культуры, науки и всевозможных социальных программ.
Хуже всего то, что даже до этого "прозрения" местные власти криком кричали об острой нехватке денег для обеспечения бюджетников зарплатами до конца года. Государственных субвенций катастрофически не хватает, и в этой ситуации в более выигрышном положении оказались работники тех населенных пунктов и территорий, где более-менее развита экономика и местные власти могут покрыть дефицит из собственных бюджетов. В то же время в депрессивных районах (которых у нас подавляющее большинство) уже сейчас образовался внушительный дефицит (1,5-2 месяца) фонда оплаты труда, покрывать который придется из тощих местных бюджетов.
В сфере образования расклад аналогичен, причем все это уже давно приобрело характер всеукраинской хронической болезни, которая обостряется ежегодно с наступлением осени. И как центральные власти "уже в этом году" собираются обеспечивать повышение зарплат, когда денег не хватает даже на выплату не повышенных зарплат - совершенно непонятно.
- Они могут декларативно заявить – мы повышаем, и обязать платить местные власти. Для этого созданы все условия. Например, раньше было четко определено: есть собственные полномочия органов местного самоуправления, а есть делегированные полномочия. При этом первые финансировались за счет собственных поступлений, а вторые финансировались государством из средств госбюджета. Но в результате так называемой децентрализации это все абсолютно размылось, и четкой границы нет. Поэтому вполне возможно, что сверху просто скажут: оклады подняты, а за выплату отвечают органы местного самоуправления – идите туда, и там спрашивайте, - допускает эксперт Николай Попадько.

УРОКИ ИСТОРИИ
Жизнь уже научила: когда украинские чиновники начинают говорить о повышении каких-то социальных стандартов или зарплат, - не стоит это сразу воспринимать за чистую монету. Тут надо учесть, что в этом деле они достигли искусства высшего пилотажа и умеют манипулировать цифрами получше, чем шулер картами.
Сейчас об этом уже мало кто вспоминает, но менее года назад (09.12.2015) Кабинет министров Арсения Яценюка уже повышал должностные оклады по всей сетке государственных служащих (постановление №1013). Этим же постановлением предусматривалось повышение должностных окладов всех работников бюджетной сферы (в частности, врачей и учителей) в среднем на 10%. А в целом, учитывая знаменитое повышение социальных стандартов 1 сентября 2015-го (после почти 2-годичной "заморозки") повышение составило 25%.
Правда, в постановлении сразу оговаривалось: данное повышение осуществляется в пределах средств, предусмотренных в сметах на оплату труда работников соответствующих органов. Уже из этой поправки было ясно, что особой радости госслужащим и бюджетникам нововведение не принесет. Окончательно все иллюзии развеяла пресс-служба Кабмина, которая в своем заявлении однозначно заявила: "Повышение должностных окладов осуществляется за счет включения в них сумм индексаций, уменьшение доплат, надбавок. Оно осуществляется в пределах средств, предусмотренных в сметах на оплату труда работников соответствующих органов". А по словам тогдашнего министра социальной политики Павла Розенко, повышение окладов работников бюджетной сферы на 25% не повлекут за собой увеличение затрат из госбюджета.
Иными словами, оклады повышались за счет сокращения доплат, надбавок и включения в них сумм индексации. А в итоге большинство бюджетников получили либо смехотворные надбавки, либо вообще остались при "своих интересах". Более того, у некоторых реальные суммы выплат стали даже меньше, чем были до "повышения".
К сожалению, это далеко не первый и не последний случай, когда "повышения" зарплат и социальных выплат для населения сопровождаются какими-то урезаниями, ограничениями и снижениями.

Александр ПОЛУЯНОВ
ИСТОЧНИК: http://www.spu.net.ua

Комментариев нет:

Отправка комментария