пятница, 8 апреля 2016 г.

Коммунальная революция

Коммунальная революция

Через три месяца ЖЭКи исчезнут. К чему готовиться украинцам?

Украинцев, проживающих в многоквартирных домах, вскоре ожидает сюрприз, и для большинства он окажется весьма неприятным. Как неоднократно сообщалось, в рамках реформы системы ЖКХ жильцы должны до 1 июля 2016 года определиться с формой управления своим домом. А если они об этом не позаботятся – за них это сделают городские власти. В связи с этим возникает множество вопросов.

КУДА НИ КИНЬ – ВСЮДУ КЛИН
Итак, власть оставила нам на выбор аж три варианта:
Первый: создать ОСМД и управлять домом самостоятельно. Попутно заметим, что успеть к 1 июля уже не удастся – по подсчетам специалистов, даже при самых благоприятных условиях на создание ОСМД «с нуля» понадобится как минимум три месяца. Поэтому в идеале заниматься этим вопросом нужно было уже «вчера».
Вариант второй: если вы все­таки создали ОСМД, но в вашем конкретном доме самоуправления не получается (а это далеко не редкость) – найти подрядчика и доверить обслуживание ему.
Вариант третий: «забить» на эти инициативы правительства, пустить все на самотек — и тогда после 1 июля власти будут иметь право навязать «свою» организацию­подрядчика.
Судя по всему, наибольшее распространение получит именно третий вариант, потому что практика показывает: украинцы отнюдь не спешат объединяться в ОСМД. По данным Министерства регионального строительства, на сегодняшний день их в стране зарегистрировано всего порядка 15 тысяч, причем «живых» (то есть нормально и эффективно действующих) – еще меньше. Если учесть, что в Украине насчитывается более 200 тысяч многоэтажек, это в любом случае очень мало. Специалисты объясняют это несколькими факторами.
Во­первых, далеко не все примеры самоуправления оказались удачными. В прессе то и дело мелькают сообщения о жуликоватых и недобросовестных руководителях сообществ, которые «греют руки» на взносах, набирают кредиты под залог общественного имущества (чем это грозит – объяснять не стоит) и т.д. Понятно, что такие примеры явно не способствует популяризации ОСМД.
Во­вторых, ОСМД нередко ставят палки в колеса местные власти – например, пытаются лишить их статуса неприбыльных организаций и пр.
В­третьих, сообществам, которые управляют домом сами, не всегда удается договориться с поставщиками воды, тепла и электричества о выгодных условиях, что чревато для жильцов увеличенными суммами в платежках.
Но и это еще не все. Жильцам, которые рискнут создать ОСМД, юристы настоятельно советуют предусмотреть и быть готовыми к таким «мелочам жизни»:
▶ Поставщики электричества, воды и тепла могут потребовать заменить ряд дорогостоящего оборудования, угрожая прекращением обслуживания дома. То же самое касается и систем вентиляции, обслуживания лифтов.
▶ Также придется оформлять право собственности на придомовой земельный участок и уплачивать земельный налог (на данный момент его зачастую не платят).
▶ Отдельной проблемой станет сбор средств на капитальный ремонт дома, особенно учитывая изношенность жилфонда и экономическую ситуацию в стране.
▶ Очень важно детально прописать санкции для жильцов дома, которые не платят взносы, а также механизм контроля за деятельностью главы правления, запретить ему брать кредиты без согласия общего собрания совладельцев и пресечь иные проявления «волюнтаризма». Последнее гораздо легче написать, чем осуществить на практике.

ШИЛО НА МЫЛО
Пожалуй, единственным аргументом в пользу ОСМД является то, что в настоящее время расценки у ОСМД ниже, чем у ЖЭКов – в среднем на 20%, но в отдельных случаях разница может быть и более существенной. Но не будем забывать, что подавляющее большинство ОСМД действует в новых, или относительно новых домах, где еще не требуется дорогостоящего ремонта (либо он был проведен по городским бюджетным программам в целях рекламы этого движения).
В то же время, специалистами уже давно подсчитано: чем меньше квартир в доме и чем он старее, тем невыгоднее жильцам переводить его на самообслуживание. Если учесть, что основная часть жилфонда страны создана еще при Советах, то люди будут всеми силами противиться созданию ОСМД. Однако в этом случае (в соответствии с новым законом) местная власть для таких домов будет назначать управляющие компании принудительно. Что это будут за компании, улучшится ли качество обслуживания, и во что обойдутся жильцам их услуги?
«Назначения будут происходить через конкурсы. Как реализуются конкурсные начала в наших муниципалитетах, хорошо известно. Учитывая имеющиеся реалии и тотальную коррупцию, слишком оптимистично надеяться на то, что назначенная местным советом управляющая компания будет управлять домом лучше или прозрачнее, чем ЖЭК. При этом стоимость ее услуг, скорее всего, будет выше, чем у ЖЭКа», ­ считает эксперт Виталий Демиденко.
Более того, есть все основания полагать, что в большинстве случаев новым управляющим окажется хорошо известный вам ЖЭК, ­ ведь ему ничего не мешает выиграть чиновничий конкурс. Тем более, если в горисполкоме у него «все схвачено».
«Скорее всего, в большинстве случаев ЖЭКи и дальше будут продолжать обслуживать дома, в которых не создадут объединения совладельцев многоквартирного дома (ОСМД). Но только уже под новой вывеской «управляющих компаний». Для этого имеются не только субъективные, но и объективные факторы ­ ведь они уже сейчас имеют все необходимое для ведения деятельности — оборудование, технику и специалистов. Но поскольку номинально это уже будет не ЖЭК, а коммерческая управляющая организация, то и тарифы они будут устанавливать сами, какие захотят, используя переформатирование рынка в своих интересах. Думаю, что после таких нововведений квартплата существенно возрастет», ­ считает эксперт в сфере ЖКХ Светлана Новикова. 

ГДЕ СОБАКА ЗАРЫТА?
Согласитесь, что после всех этих рассуждений уже как­то по­новому начинаешь смотреть на «старые добрые» коммунальные ЖЭКи, в адрес которых за последние годы сказано немало «теплых» слов. И возникает вопрос: а может нам не нужно таких революционных изменений? И не проще ли было бы просто навести порядок в уже существующих жилконторах?
Для подавляющего большинства простых украинцев подошел бы именно такой вариант, но власти думают иначе. Чтобы понять ход их мыслей, приведем некоторые цифры.
По данным Госстата, в Украине насчитывается около 240 тысяч многоквартирных домов, и почти 20% из них официально признаны аварийными. Кроме того, более 70% домов были построены 40­50 лет назад и уже сейчас нуждаются в капитальном ремонте и тепловой модернизации. Для справки: капитальный ремонт среднестатистической хрущевки стоит 5 млн гривен, а более новой 9­тиэтажки – 10 миллионов.
Понятно, что капиталистическим властям Украины изношенный жилфонд – как кость в горле, и они попытаются всеми правдами и неправдами избавиться от этого бремени, переложив всю ответственность за его содержание на простых украинцев. Да еще и хорошо на этом нажиться. Для этого в законодательство и ввели норму, согласно которой каждый совладелец дома имеет обязательства «по надлежащему содержанию дома, его реконструкции, текущему и капитальному ремонту, а также несет ответственность за вред, причиненный ненадлежащим выполнением таких обязательств».
Плохо лишь, что не объяснили: за какие «шиши» все это должно делать обнищавшее население?

Александр ПОЛУЯНОВ
Источник: http://www.spu.net.ua

Комментариев нет:

Отправить комментарий