пятница, 25 марта 2016 г.

Летят перелетные птицы

Летят перелетные птицы

(24.03.2016)
Вот уже много лет подряд с наступлением весны в Украине начинается очередной бум заробитчанства ­ за рубеж массово валят наши сезонные рабочие. Этот год отличается от прошлых разве что увеличением потока трудовых мигрантов, в связи с крайне нестабильной экономической ситуацией в стране, ростом безработицы и девальвацией национальной валюты.


НЕ ОТ ХОРОШЕЙ ЖИЗНИ
По словам экспертов, сейчас в регионах Украины зарплаты по основной массе вакансий (если они вообще есть) колеблются в пределах 1500—2500 грн ($55—95). «В то же время вожатый детского лагеря в Словакии может рассчитывать на $200, сборщик шампиньонов в Польше — на $500, а парикмахер в Дубаях — на $700 ежемесячного дохода. Это значит, что полгода гастарбайтерства на чужбине позволяет в итоге обеспечить на родине до года комфортной жизни», — разъясняет мотивацию заробитчан эксперт Rabota.ua Татьяна Пашкина.
Согласно исследованиям, украинцев больше всего интересует временное трудоустройство в Европе и странах бывшего Союза. Так, несмотря на необъявленную войну с северным соседом, больше всего работников в прошлом году отправилось в Россию (порядка 30%), а также в Польшу (21%), Чехию (15%) и Италию (11%). Кроме того, в этом году у украинцев есть шансы получить сезонную работу в таких странах, как ОАЭ, Германия, Литва, Чехия, Франция, Израиль, Канада, Финляндия и даже Китай. Причем за рубежом на летнее время чаще всего ищут сборщиков овощей, ягод, цитрусовых и грибов. На более постоянной основе требуются промышленные рабочие и строители.

Эксперты говорят, что наиболее активно работу за границей ищет молодежь от 25 до 30 лет, что вполне объяснимо — в этом возрасте люди мобильны, полны сил, а многие уже успели обзавестись семьями и детьми, что резко повышает их материальную заинтересованность, которую почти невозможно удовлетворить дома. “Такой возраст наиболее востребован и у работодателей, так как в 25­30 лет люди принимают решение о работе за границей осознанно. То есть, они уже понимают, что пахать там придется ненормированно, в сложных условиях, например, по нескольку часов на солнцепеке, а проживание, возможно, окажется с минимальным набором удобств”, — разъясняет руководитель кадрового агентства «Форвард» Сергей Михайличенко. По его словам, пользуются спросом у нанимателей и работники 40—50 лет, но при условии, что они здоровы, и не боятся физических нагрузок.
По приблизительным оценкам кадровых агентств, от 25% до 37% наших заробитчан работают в строительстве, порядка 10% ­ на промышленных предприятиях, 20% ­ на сезонных полевых работах, 20­23% ­ трудятся домашними слугами, еще 10% ­ присматривают за стариками и детьми, а около 6% заняты в сфере торговли и отельного бизнеса (чаще всего уборщицами, посудомойками и горничными).

И КРЕДИТЫ МВФ НЕ ПОНАДОБЯТСЯ
Традиционно высокие масштабы заробитчанства на протяжении длительного времени позволяли Украине ежегодно получать очень серьезные валютные средства: до недавнего времени только по официальным каналам объемы денежных переводов составляли порядка $5­7 млрд.
Однако с 2014 года, с наступлением нынешнего периода экономической нестабильности, эти объемы начали резко сокращаться. Эксперты объясняют это многими факторами. Во­первых, многие начали уезжать сразу целыми семьями и надолго (возможно, навсегда) — соответственно, потребность в переводах просто отпала. Еще какая­то часть заробитчан стала перечислять оставшимся в Украине родственникам только необходимый минимум, а большую часть денег вкладывать в местные банки — либо для того, чтобы деньги «целее были», либо чтобы потом забрать за рубеж и семью. Наконец, многие стали пользоваться нелегальными (небанковскими) путями, чтобы не платить налогов. Так или иначе, но все эти факторы привели к тому, что в 2014­м объемы перечисленных заробитчанских средств упали до 3,88 млрд., а в 2015­м (когда произошел катастрофический обвал гривны) — еще почти на 35% — до 2,52 млрд (данные Нацбанка Украины).
«Если мы не будем брать поборы с тех, кто переводит средства из­за границы, Украина получит хороший дополнительный ресурс. Не надо будет никому кланяться и просить деньги. Но для этого правительство с Национальным банком должны разработать соответствующую программу, дать этим людям необходимые гарантии, помогать им вкладывать средства в бизнес, в производство и развитие... Поэтому сейчас нужно предпринимать шаги по снижению налогов, налаживанию прозрачного перевода средств. У нас деньги «лежат» буквально под ногами, но никто не хочет их поднять», — считает экономист Валерий Чалый.

МИНА ЗАМЕДЛЕННОГО ДЕЙСТВИЯ
Точного количества трудовых мигрантов назвать никто не может, но по прикидкам специалистов общее количество «заробитчан» оценивается примерно в 5­7 миллионов. «Украину покидают самые трудоспособные граждане, лучшие специалисты. Сначала вроде бы временно, а потом многие остаются навсегда. Потому что там они имеют стопроцентно защищенную зарплату в долларах и евро, нормальную стабильную жизнь. В последнее время все чаще уезжают семьями, забирают детей. А мы имеем проблемы: разбазариваем цвет нации, остается обнищавший народ, который вынужден продаваться на выборах за 200­500 гривен» — с горечью констатирует доктор философских наук Аркадий Якимчук. 
В то же время власти Украины вроде бы и не замечают того, что целая армия квалифицированных специалистов (от 20 до 50 лет) поднимает экономику других стран. Все объясняется просто: «трудовая эмиграция» — очень выгодное дело не только для зарубежных работодателей, но и для бездарных украинских правителей (как прошлых, так и нынешних). Судите сами: заробитчане не числятся на биржах труда, не участвуют в позорной статистике безработицы, экономят бюджетные средства на выплату социальных пособий и субсидий, не требуют работу — и, таким образом, существенно снижают уровень социальной напряженности в стране. Не говоря уже о том, что они ежегодно переводят в Украину миллиарды долларов. А часть граждан, возвращаясь с заработков, вкладывает накопленные средства в мелкий и средний бизнес, что также позитивно влияет на отечественную экономику. 
Вот только за эти «положительные моменты» приходится дорого платить. Во­первых, примерно каждый пятый ребенок из «депрессивных» районов страны живет без отца или матери, а то и без обоих родителей. «Если заробитчанство коснулось семьи, где есть несовершеннолетние дети, то наибольший стресс переживают именно они. Из­за разлуки с родителями у детей искажаются представления о семейных ценностях, они себя чувствуют одинокими, их часто охватывает беспричинный гнев, и у них гораздо меньше шансов впоследствии создать собственную нормальную семью. Заробитчанские дети, живущие с бабушками — при хороших деньгах и без родительского надзора — уже давно составляют головную боль милиции — там их даже выделили в особую группу риска. Кроме того, очень часто у таких детей пропадает желание как­то самореализоваться и самостоятельно зарабатывать деньги, ведь родители (или один из них) их щедро обеспечивают, чтобы как­то загладить подспудное чувство вины перед ребенком. Из этого выплывает еще одна опасность — валютизация отношений. То есть тот, кто поехал зарабатывать деньги, становится просто кошельком для своих родных, в первую очередь — детей» — утверждает член Ассоциации психологов Украины Ирина Зинченко.
Но и это еще не все. По оценкам социологов, из 100 семей, где один из членов поехал на продолжительные заработки, 90 распадается. В целом, заробитчанство входит в тройку наиболее распространенных причин, по которым люди разводятся. Выдержать долгую разлуку в чужой стране, при постоянной тяжелой работе и одиночестве — может далеко не каждый.
Специалисты уверены, что в полной мере негативный эффект от повальной трудовой миграции проявится уже в ближайшие годы, однако власти — если и вспоминают о проблемах заробитчанства, то исключительно в свете сиюминутной материальной выгоды. А их политика, направленная на развал всей экономической системы страны, буквально выдавливает самых молодых и трудоспособных людей за границу — в поисках лучшей жизни.

Александр ПОЛУЯНОВ


Источник: http://www.spu.net.ua

Комментариев нет:

Отправить комментарий